Все о русской бане и сауне
ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА БАНЯ РУССКАЯ
БАНИ РАЗНЫЕ НУЖНЫ, БАНИ РАЗНЫЕ ВАЖНЫ
СТРОИМ БАНЮ САМИ
В СКАФАНДРЕ ИЛИ В ТУЛУПЕ?
БАНЯ БЕЗ ВЕНИКА - НЕ БАНЯ
ПАР КОСТЕЙ НЕ ЛОМИТ
ЗДОРОВОМУ ТЕЛУ - ЗДОРОВЫЙ ПАР
БАНЯ: КОМУ - ДА, А КОМУ - И НЕТ
ДА ЗДРАВСТВУЕТ ШАМПУНЬ И МЫЛО ДУШИСТОЕ!
АРОМАТЕРАПИЯ
НА СТРАЖЕ МОЛОДОСТИ И КРАСОТЫ
БАНЯ ВМЕСТО ТРЕНАЖЕРА
КОСА - ДЕВИЧЬЯ КРАСА
МАГАЗИН САНДУНОВ.РФ
Так устал, что баня бессильна? Почитай отзывы о Шри-Ланке и слетай на этот прекрасный остров с компанией ГлобалХолидей!

ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА БАНЯ РУССКАЯ

Итак, уважаемый читатель, мы начинаем разговор о русской бане, этом поистине уникальном явлении в жизни каждого человека. Вероятно, кто-то из вас не согласится: «Ну, баня! Это просто место для коллективного мытья. И что из этого? Непонятно в самом деле, что в ней находят? Ведь гораздо легче, удобнее принять ванну или сполоснуться под душем, слава богу, в каждой современной квартире имеются для этого все условия». К сожалению, очень многие считают, что баня нужна была только в древности, когда гораздо проще было построить, скажем, одно помещение на несколько десятков человек, чем соорудить каждому индивидуальные «коммунальные» удобства.

Это мнение, на наш взгляд, не совсем правильное. Если бы речь шла только о мытье в бане, как это понимают сейчас, с мочалкой и мылом, чтобы смыть верхний слой грязи с кожи, не стали бы наши предки строить специальные мыльни, парильни и прочие сооружения подобного рода; не предписывали бы специальными указами обязательное посещение бань «всякому люду, разного чина и сословия», не разрабатывали бы в тонкостях режимы парения, отдыха, принятия контрастных процедур, пользования разными банными атрибутами. Все не так просто, и предыдущие поколения были не настолько глупее своих потомков, чтобы можно было напрочь отринуть все их находки, изобретения и традиции. «Мы наш, мы новый мир построим...», — все это, конечно, привлекательно, но новое здание частенько строят на старом фундаменте, который оказывается настолько прочным, что выдерживает века, как и наливные промышленные полы.

Однако обо всем по порядку. Как следует из названия, в главе речь пойдет об истории возникновения русской бани. С удовольствием расскажем о тех давних временах, «когда еще и прадед нашего прадеда не жил на белом свете». Стоит начать с тех дней, когда человек только-только встал с четверенек и научился добывать огонь. Так вот, как это ни удивительно для современника, но уже в то время человек знал о целительном воздействии горячего пара. И это не голословное утверждение. Археологи нашли на стоянках первобытного человека неопровержимые свидетельства того, что камни очагов неоднократно подвергали охлаждению с помощью воды. Полученный этим примитивным образом пар служил для обогрева, а также лечения первобытных людей. Нередко в воду подмешивали и травы, и наши предки старались напитать свои тела этим ароматным паром. Считалось, что такой пар изгоняет злых духов, которые насылают болезни, — и действительно, многие больные и раненые охотники выздоравливали от такой процедуры. Вы, наверное, помните высказывание знаменитого русского поэта А. Блока: «Да, скифы мы, да, азиаты мы...» А знаете ли вы, что у скифов уже существовали прообразы современной бани? Описание их сохранили для нас сочинения древнегреческого историка Геродота. Из них можно понять, что у скифов бани представляли собой некое подобие юрты, в которой три длинные жерди наклоняли друг к другу верхними концами, а на них натягивали войлок. Посередине «бани» ставили огромный чан, до половины наполненный горячей водой, а в него бросали раскаленные камни. На камни сыпали семена конопли. И поднимался такой сильный и душистый пар, какого, по мнению Геродота, «...никогда не бывало в греческой паровой бане».

Неоднократно в древних восточнославянских мифах, а также в летописях упоминалась русская баня. В них же есть упоминания, что баней пользовались древнеславянские боги, черпая там свою волшебную силу; и даже происхождение человека, по представлениям древних русичей, тесно связано с баней. Отрывок из одной летописи мы можем здесь представить. Датируется она V—VI вв., называется «Повесть временных лет» и написана тогда, когда у древних славян еще не было городов. В ней идет речь о путешествии апостола Андрея из Синопа в Рим через Киев и Новгород: «...бани древены, и пережгуть их рамяно, и совлокуться, и будут нази, и облекуться квасом усьнияным, и возьмут се прутье молодое и бьют ся сами и того ся добьют едва слезут, живи, и облеються водою студеною, и тако оживут, и то творят во все дни, и то творят себе мовенье, а не мученье». Не правда ли, даже сквозь не совсем понятные древнеславянские слова ощущается огромное удивление автора такому способу «мовенья»!

Вот еще один документ: когда в 907 г. Русь посылала своих послов в Византию, одним из условий приема было: «И да творят им мовь елико хотят». Это означало, что русичам дозволялось вволю пользоваться константинопольскими банями (в следующей главе расскажем о них подробнее).

Как уже известно, парные бани появились в ра шых странах почти одновременно, и даже неизвестно, кто у кого перенимал опыт. Тем более что в результате бани разных народов оказались такими своеобразными по способам мытья, отделке, температуре пара... Например, сохранилось интересное свидетельство, что монахи, обитавшие в Печерском монастыре, задумали построить бани по принципу древнегреческих и с соблюдением лечебных процедур, которые были приняты в Греции. Такие бани стали называться заведениями «для немогущих» и это название отразилось в Уставе великого князя Владимира в 966 г. Немного позже, в 1091 г., по тому же принципу в Перяславле епископ Ефрем добился постройки «греческих» лечебных бань, в которых самолично «пользовал» страждущих.

Copyright © 2009, ООО "Банный мастер" Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет